Новые правила сдачи экзамена для получения водительских удостоверений вступают в силу c 1 апреля 2021 года. Соответствующий приказ МВД России вводит новый регламент проведения испытаний, для оценки результатов появятся новые критерии. Вместо трех привычных этапов оставят всего два.
Кандидаты на получение прав не будут сдавать «площадку», а в автомобиле допустят присутствие посторонних лиц. Насколько проще станет получение удостоверений в новых реалиях? Исчезнет ли коррупция благодаря нововведениям? Давайте разбираться.
Длительность обучения вождению легкового автомобиля
Поступающих в автошколу в первую очередь интересует как долго продлится курс. Количество учебных часов, необходимых для получения удостоверения категории «В», не менялось с 2014 года. Учащимся необходимо прослушать не менее 190 часов, из них 130 отводится на теорию, 56 часов практика и 4 часа на проведение экзаменационных испытаний. Большинство групп занимается 4 раза в неделю по 4 часа. При такой схеме полный курс продлится 3 месяца. Существуют группы с более редкой периодичностью занятий, всего 2 раза в неделю. Обучение с такой интенсивностью растянется до полу года.
При желании добавить категории в уже действующие водительские права нужно пройти переподготовку. В этом случае повторное изучение полного курса не потребуется и обучение займет гораздо меньше времени.
Сдача экзаменов: обновления 2022 года
Изменения 2022 года в порядке проведения экзамена глобальные, но они никак не коснулись теоретической его части. Она все также состоит из 20 вопросов, на прохождение которых отводится 20 минут. В каждом билете содержится 4 блока, затрагивающих основные темы.
Сдавать «практику» теперь будут совсем по-другому. Большой неожиданностью стало объединение двух привычных частей экзамена в одну. Не будет «площадки» и «города», свое умение управлять автомобилем придется доказывать исключительно в дорожных условиях. Причем, экзаменуемый должен будет не просто проехать заданный маршрут, но и выполнить определенные маневры в условиях реальной дорожной ситуации:
— параллельная парковка;
— парковка задним ходом в боксе;
— разворот в затрудненных условиях;
— начало движения на уклоне.
В процессе экзамена сотрудник ГИБДД обращает внимание насколько уверенно ведет себя за рулем кандидат на получение удостоверения. Будущий водитель должен хорошо справляться с управлением автомобилем на максимально разрешенной скорости, уверенно проводить обгоны и опережения иных транспортных средств, без нарушений проезжать перекрестки и пешеходные переходы.
В 2022 году практический экзамен может проходить в присутствии третьих лиц. В автомобиль допускаются другие испытуемые, сотрудники автошколы или прочих организаций. Такое нововведение призвано сделать процедуру экзамена максимально прозрачной. По мнению официальных лиц, все возникшие спорные ситуации теперь будет значительно проще решить.
В опубликованном указе зафиксировано, что испытуемым может попросить посторонних покинуть автомобиль на время проведения его тестов. Это можно сделать, сославшись на невозможность сосредоточится в их присутствии в процессе езды.
ВАЖНО ЗНАТЬ, указанные изменения в практической части не касаются обучающихся на категорию А и А1. Сдача экзамена на управление мопедами и мотоциклами, как и прежде, будет проходить на автодроме.
В регламенте появилось еще несколько изменений:
— экзаменуемым не требуется собственноручно заполнять заявление на сдачу экзамена, теперь это делает сотрудник ГИБДД;
— к пересдаче экзамена теперь допускают не ранее чем через 7 дней после первой и второй неудачной попытки;
— после третьей неудачи пересдать можно не ранее, чем через месяц;
— получить права теперь можно уже в 16 лет, но для этого потребуется письменное разрешение родителей.
Выбор маршрута
Изменения 2022 года коснулись и маршрута, по которому будем следовать учащийся во время сдачи экзамена. Подразделение ГИБДД заранее обозначает только границы улиц, в которых может двигаться автомобиль. Схема передвижения указывается экзаменатором непосредственно процессе тестирования. Заблаговременно отработать прохождение конкретного пути, как это было раньше, уже не получится.
Длительность практического экзамена и критерии оценивания
Практическая часть экзамена на категорию «В» длится 30 минут. Сотрудник ГИБДД в праве завершить испытания ранее установленного времени если экзаменуемый успел показать навыки достаточные для получения прав. Также, к установленному времени можно добавить еще 10 минут в случае:
— если понадобится оценить выполнение дополнительных манёвров. Например, езда с прицепом;
— если испытуемый не успел показать уверенную езду в основное время.
Результат экзамена зависит от количества ошибок и нарушений, совершенных кандидатом во время прохождения тестов. В 2022 году экзамен считается несданным при совершении 15 ошибок (ранее допускалось 17). К их числу добавили езду на малой скорости, не пристёгнутый ремень безопасности, использование мобильного во время движения.
Подсчет нарушений ведётся в штрафных баллах, присуждают от 1 до 3 за каждое. Попытку сдачи экзамена не зачтут при достижении 5 баллов или совершении одного грубого нарушения.
Как оспорить результаты экзамена на права
Если был выявлен факт нарушения правил проведения экзамена или подлог документов результаты могут быть аннулированы. Сделать это можно по заявлению лиц, присутствовавших в момент проведения испытаний, с предоставлением аудио или видео подтверждения.
Что же произойдет если результат экзамена будет опротестован уже после выдачи удостоверения водителю? Забирать документ не будут, но кандидату придется повторно сдать все тесты, но уже на другом маршруте.
Стоит ли боятся обновленного формата экзамена на права
Новые правила сделали практическую часть испытаний намного сложней. Раньше, каждый инструктор заранее знал по какому маршруту поедет автомобиль во время экзамена и натаскивал учеников на отличное его прохождение. В результате, выпускник автошколы был способен пройти испытания с первого раза, но в реальных дорожных условиях терялся и был не способен адекватно оценить ситуацию. Такой итог обучения не устраивал ГИБДД.
Последние изменения в экзаменационном регламенте могут привести к снижению числа успешных попыток сдачи практической части экзамена. Но, они однозначно приведут к улучшению качества подготовки водителей в автошколах.
Сделали ли новые правила невозможным подкуп экзаменатора? На этот вопрос однозначно ответить сложно. В новых правилах сделано все, чтобы сделать сдачу экзамена максимально прозрачной. Но, стоит заметить, что граждане, готовые использовать незаконные схемы, способны найти лазейку в любой системе.